Нередко начинающие фотографы думают, что съемка в зоопарке очень проста.
Начать следует с того, что сделанная вами фотография должна быть как минимум интересна — то есть зритель должен увидеть какой-то сюжет, яркий момент из жизни животного. Немаловажную роль играет и техническое качество снимка, то, что целиком зависит от фотографа и его камеры. Что касается сюжета — тут большую роль все-таки играет везение. Ведь не каждый раз увидишь, например, брачные игры волков. Не столь редкий кадр, но от этого не менее интересный, можно сделать, запечатлев забавную сценку с енотом, стоящим на задних лапах и выпрашивающим что-нибудь вкусное у зрителей. Но если в кадре будут содержаться технические ошибки, считайте, что свою удачу вы упустили. Итак, давайте рассмотрим, что может нам помешать сделать интересные и при этом качественные фотографии.
Первый немаловажный фактор — это время посещения. Представьте себе, что у вас есть маленькие дети, которым вы решили показать зоопарк. Представили? В какое время вы бы их туда повели? Наверняка в выходной или праздничный день. Ну вот, теперь вы знаете, в какое время ходить в зоопарк с целью пофотографировать точно не стоит. Объясняется это очень просто: в толпе не всегда представляется возможным подойти к вольеру, как хотелось бы, чтобы вас не толкали, не шумели, не прислонялись к вам сладкой ватой. Поэтому выбираться в зоопарк за фотографиями лучше, когда там очень мало посетителей. То есть в будний день или же в «плохую» погоду.
Кстати, о погоде. Существует распространенное заблуждение, что фотографировать лучше всего в ясную, солнечную погоду. Это не так. Наиболее хорошие условия для фотографирования (а именно свет) предлагает чуть пасмурная погода — свет делается рассеянным, а тени мягкими.
Если же попасть в зоопарк в будни возможности нет, то в таком случае туда лучше отправляться рано утром, когда основное количество посетителей только собирается выходить из дома, или же за некоторое время до закрытия. Это не только позволит свободно выбирать интересующие ракурсы, но и, опять же, гарантированно даст хорошее утреннее или вечернее освещение. В любом случае, даже если вы отправились на съемку в самый популярный для посещения день, помните, что улыбка и доброжелательное выражение лица, как правило, выигрышный для всех вариант. Возможно, особо активных посетителей придется банально переждать: практика показывает, что среднестатистический посетитель рассматривает одно животное в течение двух-трех минут. Это время можно использовать, чтобы, например, удалить ненужные или неудачные кадры. Кроме того, другие посетители часто и сами представляют собой интересные объекты для съемки.
Следующий неприятный для фотографа в зоопарке нюанс — ограждения. Иногда создается впечатление, что работники зоопарков намеренно затрудняют съемку: решетки, сетка, грязные стекла. Однако не будем сейчас давать рекомендации работникам зоопарка, а рассмотрим возможности уменьшить влияние этих неприятных факторов.
Решетка
Как правило, решетками ограждают не очень опасных для посетителей зоопарка животных — парнокопытных и прочих травоядных. Поэтому в данном случае можно слегка пренебречь рекомендациями о безопасности и приблизиться к вольеру таким образом, чтобы решетки не попадали в область снимка.
Сетка
Это гораздо более коварный «враг»: во-первых, сеткой часто огорожены хищные животные, и приближаться к ним действительно опасно, а во-вторых, сетка бывает настолько густой, что просунуть объектив камеры через отверстия, как это бывает в случае с решеткой, попросту невозможно. Но поскольку сетка достаточно тонка, то можно попытаться ее скрыть, сделав ставку на работу с глубиной резкости. Для этого нужно максимально раскрыть диафрагму и увеличить фокусное расстояние. Таким образом будет получена минимальная глубина резкости, так что если сетка находится в зоне размытия, она больше не будет видна.
Здесь, правда, можно столкнуться с другой проблемой. Автофокус камеры может «цепляться» за сетку, что, в общем-то, логично: сетка является очень контрастным объектом, поэтому автоматика камеры может решить, что это и есть объект съемки. В этой ситуации на помощь придет функция ручного фокуса. И хотя этот способ получения снимков далеко не самый быстрый, но в некоторых случаях он единственно возможный.
Стекло
На первый взгляд, это самый удобный для фотографа вид ограждения, но и он может изрядно испортить кадр. Главный подвох в данном случае — блики и отражения. Впрочем, стекло может быть банально грязным. Соответственно, нужно отыскать наименее испачканный участок. Но даже если стекло чистое, оно имеет неприятное свойство: при съемке могут обнаружиться нежелательные отражения на снимке. Чтобы этого избежать, можно попробовать использовать заслон (что-то из подручных средств) или поэкспериментировать с углом съемки.
При походе в зоопарк важно учитывать еще и времена года: разные животные мало того что могут выглядеть по-разному, некоторые из них попросту уходят в спячку. Нелишним будет почитать немного о предполагаемом объекте съемки: ореол обитания, времена линьки и т. п. Это поможет избежать неприятных сюрпризов.
Бытует мнение, что зимой в зоопарке делать нечего: многие животные в спячке и в целом как-то скучно и уныло. Открою секрет: зима это наиболее удачное время для съемки в зоопарке. Во-первых, зимой многие звери (волки, кошачьи) как раз обретают максимально красивую форму. Во-вторых, снег отлично маскирует недочеты в уборке вольеров и является отличным отражающим фоном, дающим рассеянный свет. В-третьих, зимой гораздо меньше посетителей, что дает возможность спокойно выбирать позиции для съемки.
Естественно, многие приемы и хитрости лучше осваивать на практике, делать так, как подсказывает интуиция. Ведь у нас в генах осталась память о том, что мы охотники, а фотографирование животных во многом напоминает охоту. Часто для того, чтобы получить хороший кадр, нужно терпение, выдержка (в данном случае не только фотографическая, но и душевная), наблюдательность.
Например, подойдя к очередному вольеру, не торопитесь: осмотритесь. Наверняка вы сможете издали оценить наиболее выгодное место для «засады»: ведь звери, как правило, перемещаются циклически, кругами, и исходя из этого можно предположить, в какие моменты они будут выглядеть наиболее выигрышно. К тому же вольеры сами по себе неоднородны: где-то стекло, где-то сетка, а бывает попадается такой участок, где можно удобно расположить объектив, когда ничего не будет мешать съемке.
И еще один совет напоследок: постарайтесь (хотя бывает и трудно сдержаться) не давать названий вашим фотографиям. Это в некотором роде дурной тон. Поверьте, если снимок удался, ваши зрители сами все увидят.
Удачных вам снимков и до встречи в зоопарке!
текст: Дмитрий Гринев
Фото: Екатерина Тагаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий